Что значит "правильное" внедрение и обслуживание ERP?
Время чтения 5 минуты
ERP-система внедряется на срок от 15 лет, в идеале - навсегда. Учитывая данные сроки можно сделать вывод, что система внедряется не для текущих сотрудников компании, и вообще не для сотрудников. Она внедряется для компании и ее собственников.

При правильном внедрении и качественном сопровождении нет причин менять систему в будущем. Почти все программное обеспечение перешло на модель «бесконечных обновлений» по подписке.

Все это конечно в идеальных условиях:
1. Не допустили ошибок при внедрении.
2. Все время обслуживали систему и не давали ей деградировать.

Что такое «правильное» внедрение ERP?


Внедрение - это обычно проект по перекладываю реальности на готовую систему и корректировка. Корректировка двухсторонняя, где-то корректируется реальность, где-то система и вопрос что корректировать крайне важен. Некоторые процессы в реальности складывались исторически. В России самому старому бизнесу - 30 лет, вся страна училась все это время вести бизнес, мы все это время учились его автоматизировать. Имея дело с разными компаниями, мы накопили богатый опыт не только автоматизации, но и ознакомились с моделями построения бизнеса и компаний.

ERP система воплощает в себе лучшие практики ведения учёта и управления компанией

Если конкретный бизнес-процесс определенной компании не ложиться на ERP систему, то всегда возникает два вопроса:

1. Процесс неудачный, может быть стоит пересмотреть процесс?

2. Процесс слишком специфический и не предусмотрен в стандартной ERP-системе.

При этом мы как разработчики всегда можем поменять стандартную систему под процесс, а вот изменить процесс в жизни – это задача руководства компании, мы можем лишь дать рекомендации и указать, что данный процесс не ложиться на стандартную систему. Если мы таких рекомендаций давать не будем, или руководство компании будет принципиально держаться за текущие процессы, мы начнем менять систему под них. И если эти изменения окажутся не удачными (а об этом можно будет узнать скажем лет через 10), то это можно назвать ошибкой внедрения.

Поэтому «правильное» внедрение всегда происходит при активном участии руководства компании, которое может принимать решение о изменении процессов. На внедрении системы учитываются пожелания ее будущих пользователей, но помня о том, что внедряется она не для них, не для конкретных людей, а скорее для их роли в компании. Например, рабочее место «Платежный календарь» внедряется не для конкретного финансового директора или экономиста, а для любого финансового директора или экономиста. Это крайне важно, потому что ERP-система внедряется на 15+ лет. Сколько в среднем работает сотрудник в вашей компании? Вы готовы пере внедрять систему под каждого нового сотрудника, который предъявит к ней какие-либо нестандартные требования.

Что такое «правильное» обслуживание ERP?

Допустим система «правильно» внедрена. Деятельность компании не стоит на месте, компания выходит на новые рынки, открывает филиалы, новые направления деятельности, оптимизирует текущие процессы. Любые изменения должны быть сделаны с оглядкой на текущую систему и ее возможности. Обычно это вообще упускается. Кому-то приходит новая гениальная идея и, если она согласуется руководством, сразу запускается процесс ее реализации – юридический отдел готовит новые формы договоров и доп. соглашений, маркетологи готовят презентации, закупка делает заказы поставщикам, отдел продаж проходит внутренний тренинг и инструктаж, - и потом, когда уже все со всех направлений разработано мы доходим до ERP системы и задаемся вопросом «КАК?» мы будем в ней это все отражать и учитывать, «КАК?» мы посчитаем результаты данного мероприятия, «КАК?» мы будем начислять вознаграждения исполнителям и т. д.

Я соглашусь что ERP система — это все-таки инструмент, и она не должна тормозить и закапывать гениальные идеи на корню, но необходимо включать пункт «Продумать отражение в системе» в любой процесс изменения, который происходит в компании. Это простое правило позволяет избавиться от доработок системы сделанных на скорую руку, которые собственно и приводят систему в негодность через N лет. Простое правило – сначала думаем, потом делаем крайне актуально при работе с ERP-системой, под «думаем» иногда кроется довольно глубокий анализ, т. к. всегда одну и ту же задачу можно решить пятьюдесятью разными способами из которых нужно выбрать один оптимальный. Самое интересное, что на практике некоторые доработки программы или реализация в ней новых схем в конечном счете обходятся дороже чем профит от самого нововведения.

Т. е. если обобщить, то правильное обслуживание — это согласование всех изменений в компании с текущей внедренной программой и анализ, как данное изменение повлияет на систему не через месяц или год, а через 10 лет

Заключение

Обратите внимание, я ни разу не упомянул, что говорю об 1C. Все это относится к любой системе класса ERP. Так же это относится к некоторым отдельным модулям и программам, которые в совокупности представляют собой корпоративную информационную систему (далее КИС).

Читайте также
3 заблуждения, которые мешают внедрению ERP-систем
Как понять, что бизнесу нужна автоматизация с помощью ERP?